Наш музей старых замков

Любой предмет ушедших эпох вызывает особый интерес, и дверные замки не являются исключением, представляя поле деятельности для коллекционирования. Нельзя сказать, что мы целенаправленно занимаемся этим делом — что-то просто попало в руки за более чем 20-летнюю историю нашего магазина, какие-то модели покупались по случаю на знаменитой барахолке возле нашего рынка, а что-то приносили добрые люди, видевшие нашу коллекцию.

Зайдя в наш магазин, вы сможете ознакомиться с экспонатами и потрогать их вживую. Многие замки эпохи СССР могут показать обычными, но можете нам поверить, найти их очень сложно — некоторых заводов уже нет, некоторые перепрофилировались и порой даже точное название модели определить непросто. В общем, ждем вас в гости)

Замки ХТЗ (Харьковский тракторный завод)

В СССР на многих предприятиях существовали так называемые цехи ширпотреба, выпускавшие продукцию, зачастую не имевшего ничего общего с направленностью предприятия. К примеру, наша одесская Стройгидравлика кроме гидронасосов изготовляла вешалки, пластиковую посуду и краны-смесители, одесский завод Нептун, помимо радиоаппаратуры, клепал массажные расчески и какую-то бижутерию — так перекрывался дефицит товаров для населения. У ХТЗ таким товаром среди всего прочего были и замки, но ширпотребом их назвать сложно — качество изготовления было на высоте. Увы, точные названия моделей не назовем, замки попали к нам без паспортов.

Два схожих накладных замка с возможностью блокировки изнутри помещения (первые два — это одна модель в разных цветах). Модели комплектовались тремя или пятью латунными ключами английского типа, имели латунный цилиндровый механизм и были отличными неубиваемыми замками с точки зрения эксплуатации, но об особой взломостойкости речь не шла.

Полный аналог предыдущих замков, но с более простой конструкцией — никаких кнопок и рычажков для блокировки ригеля не было, она производилась введением ключа в отверстие в корпусе замка (на фото над ручкой). Не эстетично, зато надежно и просто.

Еще один похожий замок с такой же системой блокировки — на корпусе слева от вертушки есть полукруглое отверстие, в которое для блокировки замка нужно ввести ключ. Замок за счет использования финской системы секрета имел большую взломостойкость. Модель называлась хлопушкой из-за характерного звука, издаваемым засовом при запирании замка.

Более мощный накладной замок с возможностью блокировки и английской системой секрета. Благодаря наличию защелки модель была очень популярной — замок можно было использовать в качестве основного.

Похожая на предыдущую и тоже популярная накладная модель. Выпускалась в разных цветах и с разной комплектацией — с английскими или финскими ключами, как на фото. Поскольку модель с финским цилиндром при вращении ключей издавала характерный треск, то замок называли трещоткой.

Замки Мотор-сич

Предприятие представлять не нужно — производитель благодаря своей авиапродукции известен и за рубежом. Среди всего прочего он имел (и сейчас имеет) цех по производству замков.

Очень специфичная и редкая врезная модель с английскими ключами и так называемым падающим ригелем, собранным из стальных планок. Замок выпускался в период распада СССР, названия модели в интернете найти не удалось.

Замок ЗНОП, Луганский завод

Модель выпускалась во времена СССР Луганским станкостроительным заводом им В. И. Ленина. В более поздние времена была модификация ЗНОП-М.

ЗНОМ расшифровывается как замок накладной особопрочный, и название полностью соответствует уровню противостояния всем видам взлома. Финская система секрета традиционно является довольно сложной для вскрытия отмычками, а конструкция замка обеспечивала хорошую защиту от силового взлома — даже торец цилиндра защищен от высверливания каленой шайбой. Замечательная гаражная модель, для которой китайцы до сих пор штампуют цилиндры.

Замок Балтийского завода, Ленинград

Модель выпускалась во времена СССР (по крайней мере до 80-х годов) Балтийским судостроительным заводом, в котором по распоряжению СНК Союза ССР от 7 июля 1936 г. № 1193 был создан цех ширпотреба по производству замков.

Модель оснащена цилиндром с английской системой секрета, защелкой и возможностью блокировки ригеля. Замок был очень распространен в Советском союзе, вероятно, это одна из самых распространенных накладных моделей во времена позднего СССР.

Замок завода Авангард

Модель выпускалась во времена СССР заводом Авангард. Расположение завода вспомнить не удалось, и определить тоже — известно лишь, что он был где-то в России.

Модель оснащена цилиндром с английской системой секрета и возможностью блокировки ригеля. Ничего необычного, за исключением декорированного корпуса.

Замок Черниговского завода

Модель выпускалась во времена распада СССР Черниговским кузнечным заводом, один из цехов которого делает замки. Но, говоря откровенно, полной уверенности в этом нет — по памяти пожилых сотрудников нашего магазина замок вроде как именно этого завода.

Модель предназначена для гаражей и оснащена системой секрета с так называемым падающим ключом, именуемым также журавлем. Ключ на конце имеет подвижный хвостовик с секретом, который после ввода в замок выпадает из ключа с внутренней стороны двери. Ключ затем притягивается к себе, секрет на хвостовике входит в секрет замка. Железобетонная конструкция, имеющая некоторое хождение и в наши дни.

Замок завода АЭП, Рига

Модель выпускалась во времена СССР цехом ширпотреба рижского завода Автоэлектроприбор, обспечивающющего электроприборами многие автомобили Советского союза, включая повсеместно используемый Рафик.

Довольно популярный в союзе накладной замок с возможностью блокировки и английской системой секрета. Блокировка производилась дополнительным полуоборотом вертушки без всяких кнопок и рычажков, возле которых рано или поздно пальцами стиралось покрытие. Благодаря наличию защелки замок можно было использовать в качестве основного.

Развернуть меню раздела